Тел: +7 (903) 720-76-12


>>>РАСПИСАНИЕ<<<

Наша библиотека      раздел "Школа Жизни"


Подросток начинает "уходить". Что делать?

В жизни каждой семьи, в которой растут дети, бывает период, когда подросток начинает обособляться, скрытничать, перестает делиться с родителями всеми подробностями своей жизни вне дома, а сам при этом уделяет этой своей «самостоятельной» жизни все больше времени и внимания. Время по возрасту и степень жесткости «обособления» зависят и от характера ребенка, и от отношений с родителями, сложившихся за предыдущий период совместной жизни, так что частности бывают очень разные. Но в любом случае однажды у родителя возникает ощущение, которое хорошо иллюстрирует фраза из анекдота «доктор, мы его теряем!». Эта ситуация обычно тревожит (если только родителю не безразличны дела ребенка и его внутренний мир), и хочется как-то ее исправить. Некоторые обижаются на ребенка и встают в позицию «ну и делай, как знаешь, только если что - ко мне не обращайся», и дают ему полную свободу. Обычно на этом отношения заканчиваются. Надолго, а иногда и на всю оставшуюся жизнь. Некоторые начинают пытаться «сделать все как было», и либо терпят неудачу и переживают, либо гасят порыв ребенка к обособлению и получают «послушную деточку» в лучшем случае лет до 25, в худшем - на всю оставшуюся жизнь... То есть «вернуть все обратно» - это не всегда хороший вариант, но тогда что же делать?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно внимательно рассмотреть - а что в это время происходит внутри ребенка, с его внутренним миром, ценностями, жизненными задачами. Мы обычно видим внешние проявления - увлечения, изменение поведения, желания и капризы, которые ребенок озвучивает. Но что стоит за этим?На основании чего так происходит? Ребенок далеко не всегда способен это осознать, а тем более рассказать родителям, поэтому спрашивать его бесполезно. Придется наблюдать за подростками в целом, вспоминать себя в подростковом возрасте, обращаться к общим закономерностям, изложенным возрастной психологией, и из всех этих наблюдений сделать самостоятельные выводы.
С раннего детства большинство представлений о мире и почти все о том, как устроена взрослая жизнь, ребенок узнает от родителей. И принимает частью на авторитете (в раннем детстве кажется, что родители, почти как боги, знают и могут все), частью просто за неимением других представлений. Но в то же время постепенно по ходу жизни копится и личный опыт, наблюдения и впечатления, которые идут в разрез с видением родителей. И однажды у подростка возникает потребность на основе всего узнанного и дополненного составить свою собственную «карту мира», совместить с ней удобные для себя способы поведения в разных ситуациях, где-то устранить сомнения - «так ли все устроено, как говорят взрослые?»; где-то удовлетворить любопытство - «а что будет, если...». И это возможно для него только тогда, когда он действует сам. И какие-то ошибки на этом пути - неизбежны. Без них не будет учебы и собственного жизненного опыта.
И подросток пытается отстраниться от принятого в семье, проверить другие способы действий, пробует жить другими ценностями. Некоторые дети просто отдаляются от родителей, перестают делиться всем, что у них происходит, некоторые начинают «воевать» и критиковать образ жизни родителей. А если к этому добавить гормональные всплески, периодически накрывающие подростков и связанную с этим повышенную эмоциональную реакцию - ситуация в целом получается острая и сложная и для детей, и для родителей.

Прежде чем делиться своим мнением про то, как лучше устроить взаимодействие с ребенком в этот период, еще раз оговорюсь - есть разные взгляды на эту тему. И в каждом из них есть своя правда и польза. И свои недостатки и риски. Поэтому выбирать нужно, исходя из вашей личной ситуации и того, каковы качества вашего ребенка-подростка. Более того - в разных ситуациях с одним и тем же ребенком можно пробовать разные стратегии поведения. И смотреть, какой результат из стратегий вам более по душе.
Основная беда подростка, стремящегося к обособлению и самостоятельности, в том, что он действительно еще не представляет в это время возможных опасных последствий своих действий. И может устроить себе (а то и близким) такие «последствия», которые придется, так или иначе, расхлебывать потом очень долго. А «Живой и Мертвой Воды», в отличие от сказочных миров, в нашем пока не водится, и «машины времени», чтобы все переиграть по новой, тоже пока не изобрели... Просто «брать и не пускать» - это перекрывать порыв к естественному установлению самостоятельности, и тут мне всегда видится риск, что последствия могут быть печальными. Или бунт и побег, или слом, отказ от самостоятельности вообще и развитие нездоровой зависимости, или затаенная большая обида, которая проявится в полном разрыве отношений, но чуть позже, когда на это будут силы и внутренняя готовность. А пока это будет выражаться в полном отказе от доверительного общения.

Вот как примерно мы с мужем рассуждали, когда растили собственных детей, и это же я рассказываю родителям, приходящим ко мне с вопросами о подростках. И на основе этих рассуждений был выработан подход к реагированию на стремление к самостоятельности.

1. Отпускать там, где это возможно без риска или с минимумом риска. Более того, когда подросток проявляет желание быть самостоятельным - предлагать те способы этой самой самостоятельности, которые нам видятся полезными (например, самому продумать дизайн своей комнаты или рабочего места, изготовить что-то из одежды\утвари, самостоятельно сходить в какое-нибудь учреждение по делу, организовать и\или провести какое-то общественное мероприятие, найти работу и заработать на личный компьютер\фотоаппарат\дорогую деталь одежды или экипировки).

2. Там, где риск больше, но отговорить подростка от запланированных действий не удается - тоже отпускать, но с дополнительной подготовкой по типу «техники безопасности». То есть - описав возможные опасные последствия, как я их представляю, и составив план действий в случае наступления этих опасных последствий. Например - хочешь на дискотеку в ночной клуб? Ок. Но только после обсуждения и согласования плана действий (твоих и моих) в случае: ограбления, изнасилования, драки, похищения и т.п. И подробно отработаем\затвердим все наши действия во всех этих вариантах по типу «если - то». Многих детей подобные «тренировки для экстремальной ситуации» на некоторое время озадачивают, смущают и отвращают от сомнительных мероприятий. Ну, и при этом полезно параллельно подыскать для подростка подобный, но менее рискованный вариант - например, какое-то безалкогольное интересное ночное мероприятие, где будут знакомые вам взрослые, которые смогут в случае чего приглядеть за вашим ребенком и помочь ему. И предложить замену. Чаще всего подростки на такого рода замену соглашаются с удовольствием (ведь это гораздо лучше, чем полный запрет, которого они боятся больше всего).

3. Там, где опасность велика, а шансов избежать ее крайне мало - лучше запрещать. Но очень желательно, чтобы таких запретов было не много (в идеале - не более 5). И было много альтернатив для проявления самостоятельности, смелости, независимости, проживания приключений. И такие запреты должны быть однозначны, хорошо обоснованы и возможно даже снабжены санкциями, наказанием в случае нарушения запрета.

А еще подростки разного пола по-разному воспринимают и ждут проявления поддержки в их самостоятельности. Мальчикам обычно важнее, чтобы родители верили в их способность справиться со всем самостоятельно - «я верю в тебя!». А девочкам - чтобы она могла рассчитывать в любой момент на помощь, не чувствовала себя брошенной, внутренняя поддержка - «я с тобой!».

Ольга Коляда.

(источник иллюстраций)

 

С 23 января, по вторникам с 19:30 до 21:30 - открытая группа СТУДИИ ТРАДИЦИОННОГО ПЕНИЯ! Группа для участников наших курсов традиционного пения, а так же всех любителей и почитателей этнического пения. В группе мы будем: заниматься с голосом, осваивать пение и, главное - просто петь! Присоединиться можно в любое время! Изучаем и осваиваем песни разных областей России :) Условия: начальный навык управления голосом выше-ниже. Ведущие - Алексей Коляда и Ольга Гордеева.

14 - 24 апреля пройдёт Весеннее ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРАХ КРЫМА! Тренинг-путешествие "СТИХИИ ГОР". Ведущий - Алексей Коляда. Дата организационного собрания для участников пока уточняется. Присоединяйтесь! :)

С 29 апреля по 4 мая - МАЙСКИЙ КРЫМ - КОННЫЙ ТРЕНИНГ! (заезд 28 апреля, отъезд 5 мая) Программа, на которой управлению своей жизнью и теми «конями», которые по ней нас несут, можно будет учиться управлять, нарабатывая навыки на уровне простого телесного взаимодействия с настоящей живой лошадью. И тут же переводить этот навык на требуемые вам сферы жизни. Место, лошади и инструктора, само собой, выбраны не случайно и особенные. ;) При бронировании места до 30 мая - скидка! Ведущий - Алексей Коляда.

8-9 мая пройдёт выездная программа "ХОРОВОДЫ ПОД ЗВЕНИГОРОДОМ"!. Погружение в мир движения, песен, природы, общения с людьми и окружающим миром. Место проведения - Московская обл, Звенигородский р-н. Живём в палатках. Ведущие - Алексей Коляда и "Белый Свет".

26-27 мая, 10:00-19:00 тренинг "ОТКРЫТИЕ ГОЛОСА". Вы сможете научиться осознанному управлению своим голосом во всех смыслах этого слова, умению освобождаться от разного рода помех звучанию и управлению голосом, включению в звучание окружающего пространства, управлению направленностью звучания, владению телом как музыкальным инструментом, умению настраивать его! Автор и ведущий - Алексей Коляда.(скидка при резервировании места в группе - 2000р!) Идёт набор группы! :)

2-3 июня, 10:00 - 19:00 - тренинг "КРЕСЕНИЕ". Освоение волшебной техники находить и убирать из тела, из сознания, да и вообще из жизни последствия болезненных ситуаций из прошлого, душевных травм, обид. Полный курс. С помощью этого можно действительно изменить жизнь! :) . Ведущий - Алексей Коляда.

15-20 июня - СЕМИНАР-ПРАЗДНИК "ИВАН КУПАЛА"! 15-17 июня - часть празднования, 18-20 июня - углубленное проживание ВРЕМЕНИ СИЛЫ - развитие сверхчувствительности, мастерская для женщин по раскрытию своей природной стихиальной сути, хороводы, как духовные практики. Найдено новое уютное и не дорогое по проживанию место, 180км от Москвы, Калужская обл. Возможность жить как в домиках, так и в палатках. Домиков не много, спешите бронировать! Ведущие - Алексей и Ольга Коляда.

23-24 июня, 10:00-19:00 - программа "Школа Женских Посвящений, тренинг 1 СТУПЕНЬ: ВНУТРЕННЯЯ СУТЬ". Мы не предлагаем штампы и образ Идеальной Женщины, к которому всем нужно стремиться. Вы, с помощью практик и специально выстроенных тем для исследования, изучаете себя, раскрываете свои уникальные черты, качества, особенности. Чтобы быть именно собой, ничего не подавляя! И мы закрепляем ваши открытия и понимания Посвящением - переходом в свое новое состояние! Ведущая - Ольга Коляда.

С 1 по 8 июля - ЛЕТО В КРЫМУ! Эта программа будет проводиться на нашей базе, расположенной в деревушке недалеко от города Алушта. Мы будем и учиться правильно ходить по горам, и бывать у моря, и изучать местную флору, и, конечно же, будут телесные практики (Любки, Гимнастика Струн), работа с движением, дыханием, голосом, общение с морской стихией и мудрые беседы за чаем! 8 дней радостного и полезного общения с собой и миром. Знакомьтесь и присылайте заявки! Ведущий - Алексей Коляда.

23  июля - 3 августа - тренинг-путешествие по ОСТРОВАМ БЕЛОГО МОРЯ! Путешествие проходит в форме сплава на катамаране. Место - очень красивые группы островов, расположенных между Кемской губой и архипелагом Кузова включительно. Многие из них, в силу своих необычных свойств - были в древности культовыми местами... ;) Дата орг.собрания уточняется. Ведущий - Алексей Коляда.

7 - 19 августа - тренинг путешествие на Кольском Полуострове "ГИПЕРБОРЕЯ: МЕСТА СИЛЫ". Место - вне слов, и в представлении не нуждается. Ведущий - Алексей Коляда. Принимаются заявки на участие! :)

Copyright @ 2005-2015, Славянские психотехники. Карта сайта. Made with PS.