Тел: (495) 720-76-12


>>>РАСПИСАНИЕ<<<

Наша библиотека      раздел "Школа Жизни"


Подросток начинает "уходить". Что делать?

В жизни каждой семьи, в которой растут дети, бывает период, когда подросток начинает обособляться, скрытничать, перестает делиться с родителями всеми подробностями своей жизни вне дома, а сам при этом уделяет этой своей «самостоятельной» жизни все больше времени и внимания. Время по возрасту и степень жесткости «обособления» зависят и от характера ребенка, и от отношений с родителями, сложившихся за предыдущий период совместной жизни, так что частности бывают очень разные. Но в любом случае однажды у родителя возникает ощущение, которое хорошо иллюстрирует фраза из анекдота «доктор, мы его теряем!». Эта ситуация обычно тревожит (если только родителю не безразличны дела ребенка и его внутренний мир), и хочется как-то ее исправить. Некоторые обижаются на ребенка и встают в позицию «ну и делай, как знаешь, только если что - ко мне не обращайся», и дают ему полную свободу. Обычно на этом отношения заканчиваются. Надолго, а иногда и на всю оставшуюся жизнь. Некоторые начинают пытаться «сделать все как было», и либо терпят неудачу и переживают, либо гасят порыв ребенка к обособлению и получают «послушную деточку» в лучшем случае лет до 25, в худшем - на всю оставшуюся жизнь... То есть «вернуть все обратно» - это не всегда хороший вариант, но тогда что же делать?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно внимательно рассмотреть - а что в это время происходит внутри ребенка, с его внутренним миром, ценностями, жизненными задачами. Мы обычно видим внешние проявления - увлечения, изменение поведения, желания и капризы, которые ребенок озвучивает. Но что стоит за этим?На основании чего так происходит? Ребенок далеко не всегда способен это осознать, а тем более рассказать родителям, поэтому спрашивать его бесполезно. Придется наблюдать за подростками в целом, вспоминать себя в подростковом возрасте, обращаться к общим закономерностям, изложенным возрастной психологией, и из всех этих наблюдений сделать самостоятельные выводы.
С раннего детства большинство представлений о мире и почти все о том, как устроена взрослая жизнь, ребенок узнает от родителей. И принимает частью на авторитете (в раннем детстве кажется, что родители, почти как боги, знают и могут все), частью просто за неимением других представлений. Но в то же время постепенно по ходу жизни копится и личный опыт, наблюдения и впечатления, которые идут в разрез с видением родителей. И однажды у подростка возникает потребность на основе всего узнанного и дополненного составить свою собственную «карту мира», совместить с ней удобные для себя способы поведения в разных ситуациях, где-то устранить сомнения - «так ли все устроено, как говорят взрослые?»; где-то удовлетворить любопытство - «а что будет, если...». И это возможно для него только тогда, когда он действует сам. И какие-то ошибки на этом пути - неизбежны. Без них не будет учебы и собственного жизненного опыта.
И подросток пытается отстраниться от принятого в семье, проверить другие способы действий, пробует жить другими ценностями. Некоторые дети просто отдаляются от родителей, перестают делиться всем, что у них происходит, некоторые начинают «воевать» и критиковать образ жизни родителей. А если к этому добавить гормональные всплески, периодически накрывающие подростков и связанную с этим повышенную эмоциональную реакцию - ситуация в целом получается острая и сложная и для детей, и для родителей.

Прежде чем делиться своим мнением про то, как лучше устроить взаимодействие с ребенком в этот период, еще раз оговорюсь - есть разные взгляды на эту тему. И в каждом из них есть своя правда и польза. И свои недостатки и риски. Поэтому выбирать нужно, исходя из вашей личной ситуации и того, каковы качества вашего ребенка-подростка. Более того - в разных ситуациях с одним и тем же ребенком можно пробовать разные стратегии поведения. И смотреть, какой результат из стратегий вам более по душе.
Основная беда подростка, стремящегося к обособлению и самостоятельности, в том, что он действительно еще не представляет в это время возможных опасных последствий своих действий. И может устроить себе (а то и близким) такие «последствия», которые придется, так или иначе, расхлебывать потом очень долго. А «Живой и Мертвой Воды», в отличие от сказочных миров, в нашем пока не водится, и «машины времени», чтобы все переиграть по новой, тоже пока не изобрели... Просто «брать и не пускать» - это перекрывать порыв к естественному установлению самостоятельности, и тут мне всегда видится риск, что последствия могут быть печальными. Или бунт и побег, или слом, отказ от самостоятельности вообще и развитие нездоровой зависимости, или затаенная большая обида, которая проявится в полном разрыве отношений, но чуть позже, когда на это будут силы и внутренняя готовность. А пока это будет выражаться в полном отказе от доверительного общения.

Вот как примерно мы с мужем рассуждали, когда растили собственных детей, и это же я рассказываю родителям, приходящим ко мне с вопросами о подростках. И на основе этих рассуждений был выработан подход к реагированию на стремление к самостоятельности.

1. Отпускать там, где это возможно без риска или с минимумом риска. Более того, когда подросток проявляет желание быть самостоятельным - предлагать те способы этой самой самостоятельности, которые нам видятся полезными (например, самому продумать дизайн своей комнаты или рабочего места, изготовить что-то из одежды\утвари, самостоятельно сходить в какое-нибудь учреждение по делу, организовать и\или провести какое-то общественное мероприятие, найти работу и заработать на личный компьютер\фотоаппарат\дорогую деталь одежды или экипировки).

2. Там, где риск больше, но отговорить подростка от запланированных действий не удается - тоже отпускать, но с дополнительной подготовкой по типу «техники безопасности». То есть - описав возможные опасные последствия, как я их представляю, и составив план действий в случае наступления этих опасных последствий. Например - хочешь на дискотеку в ночной клуб? Ок. Но только после обсуждения и согласования плана действий (твоих и моих) в случае: ограбления, изнасилования, драки, похищения и т.п. И подробно отработаем\затвердим все наши действия во всех этих вариантах по типу «если - то». Многих детей подобные «тренировки для экстремальной ситуации» на некоторое время озадачивают, смущают и отвращают от сомнительных мероприятий. Ну, и при этом полезно параллельно подыскать для подростка подобный, но менее рискованный вариант - например, какое-то безалкогольное интересное ночное мероприятие, где будут знакомые вам взрослые, которые смогут в случае чего приглядеть за вашим ребенком и помочь ему. И предложить замену. Чаще всего подростки на такого рода замену соглашаются с удовольствием (ведь это гораздо лучше, чем полный запрет, которого они боятся больше всего).

3. Там, где опасность велика, а шансов избежать ее крайне мало - лучше запрещать. Но очень желательно, чтобы таких запретов было не много (в идеале - не более 5). И было много альтернатив для проявления самостоятельности, смелости, независимости, проживания приключений. И такие запреты должны быть однозначны, хорошо обоснованы и возможно даже снабжены санкциями, наказанием в случае нарушения запрета.

А еще подростки разного пола по-разному воспринимают и ждут проявления поддержки в их самостоятельности. Мальчикам обычно важнее, чтобы родители верили в их способность справиться со всем самостоятельно - «я верю в тебя!». А девочкам - чтобы она могла рассчитывать в любой момент на помощь, не чувствовала себя брошенной, внутренняя поддержка - «я с тобой!».

Ольга Коляда.

(источник иллюстраций)

 

20 января, 16:00-19:30 - мастер-класс "РАСТЯЖКА - ЭТО ЛЕГКО И ПРИЯТНО"! Обучение действенному методу развития гибкости тела: без калечащих тело упражнений, быстро и легко! Ведущий - Алексей Коляда.

21 января, 11:00-14:00 - мастер-класс по ИГРЕ НА ВАРГАНЕ! О том, как держать инструмент, как использовать дыхание и голос при игре на нем, как задействовать различные пространства собственного тела. И о том, как управлять с его помощью собственным состоянием, как "лечить" свою душу... Наличие музыкального слуха, чувства ритма и прочей подготовки - не важны! (инструменты в пользование не предоставляются) Ведущий - Алексей Коляда.

21 январа, 15:00-19:00 - мастер-класс "ЖИВОЕ ЛИЦО"! С годами в лице копится усталость в виде напряжений, которые постепенно делает лицо не живым. И как следствие - не красивым. Потому что красота, по большому счету, не зависит от правильности черт или гладкости кожи... На этом мастер-классе вы научитесь освобождать своё лицо от усталости и напряжений. Вы сможете вернуть в него жизнь! Ведущий - Алексей Коляда.

С 23 января, по вторникам с 19:30 до 21:30 - открытый курс СТУДИИ ТРАДИЦИОННОГО ПЕНИЯ! Этот бессрочный курс, к которому можно присоединиться в любое время, для тех, кто хочет петь! А также заниматься голосом, осваивать пение, учить песни разных областей России :) Ведущие - Алексей Коляда и Ольга Гордеева.

3-4 февраля, 10:00-19:00 тренинг "ОТКРЫТИЕ ГОЛОСА". Вы сможете научиться осознанному управлению своим голосом во всех смыслах этого слова, умению освобождаться от разного рода помех звучанию и управлению голосом, включению в звучание окружающего пространства, управлению направленностью звучания, владению телом как музыкальным инструментом, умению настраивать его! Автор и ведущий - Алексей Коляда.(скидка при резервировании места в группе - 2000р!) Идёт набор группы! :)

10-11 февраля, 10:00 - 19:00 - "ЛАЖЕНИЕ. ЛАДНОЕ ТЕЛО" (полный курс). Обучение технике точной и глубокой работы с телесными напряжениями, зажимами, последствиями травм. Опыт объёмного восприятия тела, способность снимать боль, делать тело более живым, мягким и расслабленным, менять качество своего телесного состояния. Техника, крайне полезная в быту! ;) Ведущий - Алексей Коляда.

11 февраля, 16:00 - 21:00, 15, 22 февраля и 1 марта, 19:00 - 22:00 - "Завершение-live" - очный, живой формат программы "ИСКУССТВО ОТПУСКАТЬ УШЕДШЕЕ"! Для тех, кто в Москве, рекомендуем его - некоторые вещи дистанционно не передать! Курс для тех, кто уже решился что-то в своей жизни завершить, но не ясно, как, не хватает решимости. А так же для тех, кто оказался вынужденно лишен чего-то дорогого, и нуждается в поддержке и подсказке, как жить дальше и не тосковать. Программа поможет найти выход и вернуть радость жизни! Курс  идет в двух форматах - живом и онлайн. Ведущая - Ольга Коляда.

11 февраля, 12:00 - 14:00, 16, 23 февраля и 2 марта, 20:00 - 21:30 - "Завершение-онлайн" - (дистанционный курс) по программе "ИСКУССТВО ОТПУСКАТЬ УШЕДШЕЕ"! Мягкое, пошаговое убирание напряжений из тех пространств, которые заканчиваются, но не "отпускают".4 онлайн-встречи с заданиями и практиками, закрытая группа в сети, поддержка, бесплатная итоговая встреча. Курс для тех, кто уже решился что-то в своей жизни завершить, но не ясно, как, не хватает решимости. А так же для тех, кто оказался вынужденно лишен чего-то дорогого, и нуждается в поддержке и подсказке, как жить дальше и не тосковать. Программа поможет найти выход и вернуть радость жизни! Курс  идет в двух форматах - живом и онлайн. Ведущая - Ольга Коляда.

17-18 февраля, 10:00 - 19:00 - тренинг "КРЕСЕНИЕ". Освоение волшебной техники находить и убирать из тела, из сознания, да и вообще из жизни последствия болезненных ситуаций из прошлого, душевных травм, обид. Полный курс. С помощью этого можно действительно изменить жизнь! :) . Ведущий - Алексей Коляда.

24-25 февраля и 10-11 марта (4 дня) - "ШКОЛА ЖЕНСКИХ ПОСВЯЩЕНИЙ". Третья ступень. Темы - взросление, красота и её проявления, работа с "мирами мечт", возвращение сил, а так же сексуальность, любовь, мужчины, особенности мужской психологии. Время занятий - с 10:00 до 19:00. Ведущая - Ольга Коляда.

3-4 марта, 10:00 - 19:00 - программа "Школа Женских Посвящений, тренинг 1 СТУПЕНЬ: ВНУТРЕННЯЯ СУТЬ". Мы не предлагаем штампы и образ Идеальной Женщины, к которому всем нужно стремиться. Мы исследуем себя, раскрываем свои уникальные черты, качества, особенности. Позволяем себе быть именно собой, ничего не подавляя! И закрепляем открытия и понимания Посвящением - переходом в новое состояние. Ведущая - Ольга Коляда.

10 марта, 11:00-17:00 - НЕНАВИСТЬ (выездная программа). Практика освобождения от гнета злобы на душе - как холодной, спокойной, так и яростной, захлестывающей. Не держите неполезные чувства в себе! Это разрушительно и для вас и для ваших близких (когда эти чувства таки прольются)... На этой программе учат и дают возможность выпускать их из себя просто и безопасно для всех. :) Место проведения - лес, ближайшее Подмосковье. Ведущий - Алексей Коляда.

12, 15, 19 марта с 18:00 до 22:00, 24 марта с 10:00 до 19:00 -  курс "ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ НА РАБОТЕ"! Обучение навыкам, позволяющим прекратить неполезное и разрушительное расходование душевных сил на рабочем месте. Превратить рабочие взаимодействия (в особенности те, что видятся тяжёлыми и неприятными) в вашу Игру, в источник саморазвития и творчества! Курс для тех, кто понимает, что основная причина "рабочих неприятностей" - их собственные состояния и связанные с ними способы поведения. Для тех, кто хочет научиться управлять всем этим. Мы не можем изменить других, но можем менять своё состояние и, соответственно, способы реагирования. И через это получать нужный итог! Проверено многократно! Автор и ведущий - Алексей Коляда.

С 29 апреля по 4 мая - МАЙСКИЙ КРЫМ - КОННЫЙ ТРЕНИНГ! (заезд 28 апреля, отъезд 5 мая) Программа, на которой управлению своей жизнью и теми «конями», которые по ней нас несут, можно будет учиться управлять, нарабатывая навыки на уровне простого телесного взаимодействия с настоящей живой лошадью. И тут же переводить этот навык на требуемые вам сферы жизни. Место, лошади и инструктора, само собой, выбраны не случайно и особенные. ;) При бронировании места до 30 мая - скидка! Ведущий - Алексей Коляда.

Copyright @ 2005-2015, Славянские психотехники. Карта сайта. Made with PS.