Подростки и одиночество.

podrostki_i_odinochestvo.jpgСперва мне попалась статья из журнала Сноб "Кого боятся подростки?". А потом пришло предложение написать комментарий к ней для портала «Сознательно.ру», где идет обсуждение этой статьи и поднятых в ней тем. И вот, что у меня получилось:

«Главная мысль и основа всего разговора мне близка и кажется в целом верной -- «современных детей слишком много развлекают, в результате они не умеют сами себя занять, избегают встречи с самими собой». И хотелось бы продолжить разговор на эту тему. Но сначала придется сделать несколько отступлений, связанных с мыслями и деталями, изложенными автором статьи, чтобы уточнить картину.

Во-первых, прямо за той цитатой, которую я привела, продолжением идет мысль -- «...от чего, в свою очередь, своего внутреннего мира совершенно не знают и даже боятся.» Мне этот вывод кажется странным и не очень вытекающим из начального посыла. Да, с «внутренним миром», скорее всего, в результате у детей что-то не так. Но, возможно, поэтому-то они и боятся встречи с ним, остаться в нем? Не по незнанию, а именно от знания, что там пусто, а? Ведь что такое Внутренний Мир? Кто и чем его наполняет, или он наполняется сам собой? Достаточно просто его в себе найти и рассмотреть, или нужно самостоятельно его выстраивать и наполнять? А вдруг там и правда -- НИЧЕГО? Тогда я понимаю детей, что им панически страшно, и они прерывают эксперимент.

Во-вторых, на результаты эксперимента, на мой взгляд, мог оказать влияние еще один фактор. Общеизвестно, что детям в младенческом возрасте жизненно необходимо общение, они без него (при идеальном физическом уходе в условиях «инкубатора») не выживают. И далее с возрастом эта потребность потихонечку уменьшается (как жизненно необходимая) и после наступления половозрелости человек способен к длительному автономному существованию. Так вот, наступление этой самой «способности к автономии» происходит у разных детей в разное время, в среднем -- в 12-14 лет. Поэтому некоторые дети 12-13 лет, участвовавшие в эксперименте, могли быть к нему еще не вполне готовы. И лишение общения могло неосознанно восприниматься ими как угроза лишения важного для жизни ресурса (это может вызывать панику). К тому же, если у такого ребенка есть из более раннего возраста травма на тему недостатка внимания от родителей, то лишение общения узнается, как наказание и вызывает соответствующие чувства.

Так что возможно, при другой выборке подростков результат был бы несколько лучше. Но это никак не снижает остроты самой поднятой темы. Так что теперь о ней.

Тему я бы обозначила, как -- ловушка «культуры Развлечения». Человек так устроен, что ему для ощущения полноты жизни нужна не только телесная пища, но и «пища для ума» и для души. Некие впечатления разной эмоциональной окраски и глубины, мысли и вопросы «для подумать». Естественным путем ребенок сперва получает эту «пищу» из окружающего мира и от родителей, прилагая для этого некоторые усилия -- вступая в общение, изучая свои игрушки и пространство дома, пытаясь подражать действиям домашних. То есть, совершая некое движение «в мир» и получая от мира «ответ». Потом, взрослея, ребенок естественно учится сам создавать «миры» для получения впечатлений и мыслей -- игровые (сказочные), миры увлечений, миры общения с друзьями, и из них потом постепенно формируется свой «внутренний мир». Книги тоже играют роль в обучении созданию миров -- ведь читая, приходится совершать дополнительную работу, представляя себе описываемое цельной динамичной картиной и дорисовывая воображением детали. И во всей этой цепочке «питания своего сознания» присутствует на уровне условия то, что в «развлечение» нужно как-то вкладываться, совершать какую-то деятельность, подготовку, усилия по «добыванию» ощущений и мыслей.

А в современной «культуре развлечений» -- делать ничего не нужно. Максимум -- нажимать кнопку. Или две. И будут мысли, впечатления, картинки, юмор, чувства разной глубины -- все, что надо. Только вовремя кнопку нажимай. И я даже не считаю, что это плохо само по себе! Плохо то, что при этом не формируется навык развлекать себя самостоятельно (а зачем?), не возникает необходимости как-то устраивать свой «внутренний мир» (а зачем, если «кнопка» в которой целый мир ощущений всегда рядом?) и не нарабатывается умение самому создавать миры-пространства со свойствами, необходимыми именно для себя. А отсюда -- зависимость от «развлекалки» и несамостоятельность -- ожидание, что кто-то другой подростку должен создать богатый ощущениями мир, а сам он этого не может и потому нуждается в других.

При этом понятно, что у разных детей потребности в общении бывают разные. Страх остаться надолго без общения зависит еще и от этого. Но вот над умением «самому себя занять и развлечь» стоит специально работать, этому можно и нужно учить и учиться. И созданию богатого и дающего силы «внутреннего мира». И не только подросткам, но и некоторым взрослым...

Ольга Коляда.