Отношения и Переживания - 09. Наблюдение Жалости к Себе.

Начало главы ЗДЕСЬ.

Вот я тут говорю, что жалость -  чуть ли не проявление Божьей Искры в человеке. Но почему же с ней тогда все так плохо? Настолько плохо, что всякие мудрецы хотят жалость совсем отменить?

Причем, речь идет не о тех искаженных, кривых проявлениях жалости, которые я уже упоминал. Речь идет о случаях, когда вполне уместная жалость есть, а толку от этого - нет. Или даже вред получается.

Вот пример. Человек порезался, сильное кровотечение. Рядом с ним сочувствующие - причитают, жалеют, но ничего, чтобы остановить кровь, не делают. Так можно и помереть среди жалости и внимания.

Получается, что жалость в человеке существует в двух видах - полезном и неполезном. В чем их отличие? Не полезный вид жалости - это ПЕРЕЖИВАНИЕ жалости. Жалость существует не сейчас, а когда-то в прошлом. Ее включило текущее событие. Но человек быстренько отправился жалеть в какие-то свои «сны наяву». И как в моем примере, он при этом почти не видит того, кого жалеет. И помочь, то есть сделать что-то толковое, тем более не может.

Жалость в полезном виде - чувство, не ставшее переживанием. По той причине, что оно немедленно превращается в действие. Но, к сожалению, такая жалость встречается не часто. Особенно, если говорить о жалости к себе.

С «жалостью к себе» дела обстоят еще занятнее. Для начала, просто вдумайтесь в слова: «Я себя жалею». Кто этот «я» и какого «себя» он жалеет?

Это очень интересный с точки зрения самопознания вопрос. В частности, он показывает две вещи.

1. Человек - существо сложное, в смысле - составное. И если действительно задаваться вопросом: «Кто я?» - это обстоятельство нужно иметь ввиду.

2. Жалость к себе - чувство, проявляющее состав человека, делающее доступными наблюдению те его части, которые в обычных условиях рассмотреть трудно.

Наблюдение переживания жалости к себе.

Что нужно для этого наблюдения? Сначала, научиться распознавать жалость к себе. Дело в том, что она многообразна в своих проявлениях, и почти всегда сцеплена с другими чувствами: обидой, злость и т.п. Это затрудняет ее осознавание.

Посему - нужно встретиться с жалостью к себе в чистом виде. Лучше всего для этой цели подходит упражнение с детской фотографией. Сразу должен предупредить, это упражнение (если оно, конечно, получается) очень жесткое. Если вы не владеете навыками самостоятельной работы со своими чувствами, а лучше всего - техникой ЕСП (естественной само-психотерапии), не делайте его. Ответственно предупреждаю - последствия могут быть очень неприятные.

Для упражнения вам понадобится ваша детская фотография. В возрасте от года до трех лет. Важно, чтобы на снимке был пойман ваш взгляд. Обычно это ощущается - человек просто смотрит в сторону фотоаппарата, или же действительно пойман взгляд.

Выберите спокойное время и место, возьмите фотографию, посмотрите в глаза, глядящие на вас со снимка, и ощутите себя тем существом, которое на вас смотрит. Это не сложно - это же вы, только много лет назад. Если при этом быть искренним с самим собой - не сбегать в оценки, размышления и прочие подобные действия, то вы ощутите удивительное состояние общения с собой маленьким. А потом вас накроет жалость к себе. Очень сильно и в самом чистом виде. И ее нужно проживать, не сдерживаясь, выпускать - короче говоря, делать все необходимое при работе с чувствами.

В данном случае важно то, что вы научитесь распознавать это чувство. А заодно, работая с тем, что поднялось, немного почистите накопленные запасы переживаний жалости к себе.

Надо сказать, что подобное общение с собой маленьким можно использовать для решения многих важных задач в работе с собой. В частности, мы делаем это на тренинге «Предназначение». В этом случае, наблюдение жалости к себе и работа с ней - просто первая часть большой тренинговой задачи.

Когда вы научитесь распознавать жалость к себе и ее переживание, можно будет начать захватывающее исследование себя при помощи наблюдения этого чувства. А заодно, лучше его понимать. Прикладная ценность этого исследования состоит в том, что разные «я» нуждаются в разных проявлениях жалости.

(продолжение здесь)

Алексей Коляда.