Как работать с записью?

Информация по регулярным и разовым занятиям, интенсивам, выездным занятиям, посвящённым традиционному русскому пению, которые проходят в нашем центре.

Как работать с записью?

Сообщение mirra » 15 окт 2012, 16:39

Говорят (и совершенно справедливо), что лучше всего учить фольклор - по записям народных исполнителей, этнографическим записям.
Сейчас не проблема найти такие записи. Но когда их начинаешь слушать - часто непонятно, а как по ним учить песню?

В этнографических записях содержатся все основные "ключи" к песне, к манере пения, к устройству голосов, к возможностям импровизации. Очень сложно сразу понять, как устроена песня, и каковы особенности манеры пения в данной традиции. Поэтому можно использовать следующие способы работы с записью:

1. Послушал - повтори. Повторил - запиши на диктофон. Записал - послушай и сравни.

2. Чтобы разобрать, как устроены голоса - рисуй звуковысотные схемы (как движется голос по ступенечкам), и проверяй их потом, слушая запись.

3. Дыхание. Когда и как часто в песне исполнитель дышит? Если это многоголосие, то как берется дыхание?

4. Как звук соотносится со словами: это протяжное пение, или декламация, или еще что-то? Насколько четко проговариваются слова, какая артикуляция?

5. Особенности произнесения гласных. Огласовки: какие и где используются? Выписать текст с огласовками. Дифтонги и трифтонги (-оа-, -еа-, -еяо- и т.п.) - выписать. Понять закономерности.

6. Если есть возможность - то смотреть спектральный анализ тембра голоса исполнителя, и своего, в сравнении.

7. Особенности тембра: грудной, головной или микст? или "от ярла"? в нос (назальный) или нет? с хрипотцой или нет? выведенный наружу или нет?

8. Насколько ровно исполнитель поет по тембру, или меняет тембр?

9. Динамика (громко - тихо), изменения динамики. Акценты, пульсация?

10. Слышно ли что голос вибрирует?

11. Выделять в песне основные звуки, опорные. Знать "базу" своего голоса - по опорным звукам.

12. Понять, какие приемы используются для импровизации и в каких местах. Если песня многоголосная, сколько людей импровизируют, а сколько держат "базу"?

11. Для каждой манеры пения есть свое представление об идеальном звучании.
Для примера, особенности "Белгородского звука": протяжность, вибрирующий естественным образом звук, не в нос, грудной звук, купольный сверху, фокус звука - перед верхними зубами, очень четкое интонирование в песне, "широкие мазки" (нет проходных незначимых звуков), варьирование, синкопирование.
Аватара пользователя
mirra
Site Admin
 
Сообщения: 53
Зарегистрирован: 29 дек 2008, 10:05

Вернуться в Пение

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron