Меня, и как человека поющего, и как психолога, долгое время занимало - почему слушаешь пение деревенских бабушек (особенно, если вживую), и тело на него очень заметно отзывается. Иногда волнением, охотой к движению, мурашками, теплом в груди или животе, а бывает даже ощущение физического давления, и это может пугать. А от слушания профессиональных фольклорных коллективов, поющих те же песни, такое ощущается крайне редко. То есть, получается, песни поют одни и те же, слова, мелодия, тембр и громкость обычно близкие - а воздействие совершенно разное... Почему?
Долго думала, вслушивалась в свои ощущения, и сложилось следующее.
Похоже, основное отличие в том, что бабушки (или дедушки, я про всех народных исполнителей говорю) звучат с большей отдачей. Это не всегда значит, что в звучание непременно включено все тело (тело может быть уже больным и не во всех областях хорошо чувствовваться и работать), и конечно же, не значит, что профессионалы стараются вкладываться в пение слабее (да и чем это измерить). Я не об этом. Народные исполнители в пении - более цельны. Каждый раз во время пения они делают все, что могут, и полностью присутствуют в том, что делают. И это чувствуется, телом, оно откликается.
Полное вложение в песню, пропускание через себя максимального, насколько может тело, звукового потока, пропускание через душу, проживание песни, жизнь в ней и в передаче ее своим телом в окружающий мир, другим людям... И у слушающего душа откликается, даже если слова не понятны, чувствуется жизнь, глубокое душевное движение, и хочется тоже побывать в мире такой жизни!
Поток звучания, который идет через тело народного исполнителя, и то, как исполнитель может окрашивать этот поток «тембрально» и высотно ( с помощью управления связками и мышцами гортани) - это два разных события. Иногда пугаешься за человека - непонятно, как он выдерживает такую мощь потока, да еще и умудряется им как-то управлять. Иногда тембр «никакой» уже, старческий, но все равно за ним ощущается та же мощь. А бывает, что голос и срывается. Но становится не неудобно и стыдно за исполнителя, а сопереживаешь ему и чувствуешь, что в подобной ситуации ничего смешного в том, чтоб не выдержать, нет, действительно нагрузка предельная.
И очень интересно наблюдать самое начало пения. Ощущение такое, что звук сперва приходит к запевале, запевала впускает его в тело, потом открывает рот и позволяет этому звуку проявиться, а дальше уже начинает накладывать на него слова запева песни.
У большинства профессиональных певцов иначе. Они - издают звуки. В этом действии может присутствовать и красота голоса, и желание проявить людям эту красоту, и наслаждение собственным мастерством и красотой песни. И это тоже по-своему притягивает и очаровывает. И душа тоже откликается, несколько иначе. А вот тело - молчит.
И нет ощущения присутствия той первородной стихийной силы, идущей на слушателя не из, а сквозь исполнителя.
В завершение материала - приглашаю познакомиться с тем звучанием народных исполнителей, о котором пишу - выпуск передачи «Мировая Деревня», посвященный Брянским бабушкам.
Ольга Коляда