Я люблю водить хороводы, достаточно регулярно это делаю и очень довольна, что они есть в моей жизни. И вот недавно, девушка, с которой я познакомилась на совсем другом занятии, обратилась ко мне с вопросом - «А зачем вы это делаете?»... Я начала отвечать ей, а потом поняла, что будет хорошо написать об этом поподробнее.
Для меня самой, как и для моих друзей, которые несколько раз присоединились к нашим хороводам, и теперь стараются освободить время и прийти каждый раз, когда мы их проводим, либо же начинают сами собирать свои группы и водить хороводы с ними - вопрос «зачем?» не стоит. Ответ настолько очевиден в ощущениях, что нет нужды его формулировать в словах.
Для тех, кто со мной никак не знаком, вопрос «зачем?» тоже не стоит - ну мало ли, у каждого своя дурь, вера, формы выражения патриотизма и т.д. Мало ли, кто что делает.
Вопрос обычно возникает после первого знакомства. Когда люди видят, что я: не «фанат-патриотка», не реконструктор-язычница, хожу в обычной одежде, много и интересно размышляю, веду довольно активный образ жизни (то есть мне, в принципе, и без хороводов не скучно и есть масса всего, чем заняться), и вообще на вид вполне «нормальная»... Вот тут и возникает вопрос - «Зачем вы это делаете, зачем оно вам?».
Попробую объяснить.
1. Хоровод - уникальная форма общения.
Я очень люблю глубокое душевное общение с людьми и быстро устаю и скучаю от «светских игр» и поверхностного обмена словами «о природе, о погоде». Но найти среду для общения, с возможностью свободно душевно раскрываться, очень не просто. Одного-двух друзей - да, а вот группу - требует немало сил и времени.
А во время хоровода - это получается само собой, и с очень большим количеством людей, в том числе малознакомых! За счет того, что проявляю я себя и раскрываю свою душу в словах и мотиве общей песни, в общем для всех движении, и нет нужды что-то о себе рассказывать, выворачивать душу наизнанку... Под некоторые песни, бывает, и поплачешь, под другие - посмеешься, и люди вокруг ничего не спросят лишнего, но почувствуют и поддержат и в печали, и в веселье, потому что круг общий и все друг на друга настроены, и не надо ничего объяснять.
2. Хоровод - практика полноты жизни «здесь и сейчас».
Полноценное пребывание в хороводе требует внимательности и осознанности, причем применительно к текущему моменту! Чуть отвлекся - и выпал из ритма, сбил общее движение, наступил соседке на ногу или неуклюже повернулся и кого-нибудь толкнул. Движения-то обычно там все очень простые, повторяющиеся, выучить их совсем не сложно. А вот механистичности и автоматизма в выполнении они не терпят. Если, конечно, это не сценический номер под фонограмму... (во этого - не люблю)
Дело в том, что в хороводе нет устойчивой опоры только на движение или только на песню. Люди, составляющие хоровод, разные - по возрасту, внутреннему состоянию, настроению. И внешние условия бывают разные - время суток, погода, сезон. И все это, складываясь, дает разное общее состояние хоровода - он водится то быстрее, то медленнее, одни и те же песни песни поются то повыше, то пониже. А иногда что-то меняется прямо во время хоровода... Короче - практика концентрации! И при этом - требующая объемного внимания - потому что отслеживать надо и песню, и движение, и себя в пении и движении. Задача - требующая тренировки. И дающая очень полезный навык в дальнейшем по жизни во многих делах и практиках. ;)
3. Хоровод - приобщение к естественным природным ритмам.
Ритмы хороводных песен, шаг - чуть короче, чем обычно, плавный, ровный, фигуры хороводов, куда и как направляется движение цепочки людей - все не случайно. Хотелось бы дать всему этому научное обоснование - ну не случайно же тысячелетиями люди разных наций в разных странах водят очень разные по мотивам и словам, но совершенно одинаковые по ритму и форме фигур хороводы... Но мне такие исследования не известны, поэтому могу опираться только на свой опыт, и опыт наших участников, с которыми это обсуждали.
Ритм движения и звучания приводит в спокойное, созерцательное, немного «полетное» состояние, но без потери осознанности окружающего (а как же - иначе в себя уйдешь и сразу общее движение нарушишь, «выпадешь» из хоровода). Участники говорят, что бывает - голова болела, а в хороводе прошла. Не удавалось собраться, вся раздерганная была\был, а пока водили - получилось, хотя задачи такой не ставили. О какой-то важной проблеме не думалось, а решение само пришло в голову, пока водили. Много подобных примеров, и если обобщить, то по большому счету, все они о том, что участие в хороводе приводит в очень здоровое, ясное, подходящее для жизни и деятельности состояние. (Повторюсь, если не делать шаги механически, а присутствовать в действии.)
А вождение хороводов не в зале, а на природе - это еще более глубокая и интересная история. За счет того, что и движение, и звучание взаимодействует с окружающим пространством. В зале это, конечно, тоже происходит, но за счет привычности и замкнутости пространства, замечается слабо и редко. А вот на земле, на траве, да под открытым небом - действительно получается взаимо-действие, то есть влияние в обе стороны. Чем это может быть полезно? Кроме того, что интересно, и дает массу новых впечатлений. В первую очередь - ощущением состояния окружающего природного пространства в данное время года, прямым восприятием его ритма. Потому что в своих личных делах очень полезно не противоречить природным ритмам, а «ложиться» на них, действовать в соответствии. Тогда дела делаются легче, а сил на них тратится меньше, и не надо ни к гадалкам ходить, ни гороскопы читать. Причем, в сути своей это очень просто, на уровне того, что весной легче сеять, а осенью - собирать урожай. Но одно дело - знать это, как мысль, а другое - на основе опыта проживания. В последнем случае вопросов «а какие мои дела и планы лучше подходят для данного сезона?» просто не возникает, это чувствуется естественно.
Кроме того, прямое, можно сказать, телесное, восприятие природного ритма очень благотворно влияет на собственное психологическое состояние. Начинаешь чувствовать себя частью большой живой стихии, планеты, не на словах, а через опыт проживания. Чувствуешь, что есть некий большой, живой и удивительный мир, который много шире, чем круг личных забот. И заботы свои а этом фоне видятся мельче и проще.
И это - только часть возможностей, которые дает хороводная практика. Есть же еще и прекрасные мотивы народных песен, и тексты, в устойчивых образах которых нередко заложены скрытые глубокие смыслы. Есть тема самовыражения и творчества в пении и движении, пускай и в рамках заданных правил. Есть вообще непонятная, отдающая мистикой, тема «памяти крови предков», которая на этих действиях у некоторых людей (довольно регулярно) начинает ощущаться. Есть разнообразие фигур хороводов, которые, как ощущается, направлены на решение разных задач. Обо всем этом можно писать и писать. Но лучше - один раз попробовать! ;)
В завершении - ссылка на небольшой фильм о хороводах и их смыслах, снятый с нашим участием для канала «Психология XXI». В нем - и теория, и практика, и впечатления участников, некоторые из которых впервые познакомились с темой хороводов прямо на съемке программы - посмотреть и узнать много нового ;)
А вы спрашиваете - зачем...
Ольга Коляда.