Психология вокала - часть 4.

Отрывок из книги Алексея Коляды «Психология вокала», часть 4.psihologiya_vokala_chast_4.jpg

***

Что пишут о работе над собой?

К сожалению, найденные мной советы по психологической работе для занимающихся вокалом, немногочисленны и вызывают недоумение. Возможно, это следствие общей слабости современной прикладной психологии, или не проработанности вопроса её использования при освоении пения. Правда, порой мне кажется, что самые крутые мастера знают секретные техники работы над собой, которые они передают избранным ученикам, запретив разглашать их под страхом смерти. Потому как то, что предлагается широкой публике, просто поразительно.

Например, имеются психологические зажимы, связанные со страхом. Что с ними делать? Совет: не давайте мозгу себя запугивать! Как??? Как я могу запретить мозгу делать то, что происходит помимо моей воли?! Он же слов не понимает! Решить не боятся? Это все равно что «ни в коем случае не думать о белой обезьяне»...

Ещё говорят: «Ставьте себе ясную задачу». Это прекрасный совет! Да, безусловно, когда человек ставит себе ясную задачу, например, петь точно, то есть большая вероятность, что он и будет её выполнять. При одном условии: если ему ничто не мешает это делать. Например, если его не будет выносить в какие-нибудь переживания. В которых он, например, очень боится показаться смешным, «дать петуха», что-нибудь забыть, ошибиться, и так далее. Вы сами знаете, как это бывает. И как быть с этим страхом, к сожалению, никто ничего не говорит...

Можно найти что-нибудь, вроде предложения «позвольте себе показаться смешным». Как если бы всё страшное уже случилось, и теперь можно расслабиться и ничего не бояться. В некоторых случаях это действительно здорово. Например, если это занятие у педагога или какое-нибудь выступление в узком дружеском кругу, где можно позволить себе быть смешным, и это будет принято. Как окружающими, так и самим исполнителем. Но если это ответственное выступление, причём не на арене цирка, то показаться смешным - это, в общем-то, провал, поражение.

Ещё предлагают: не обращая внимания на неудачи, заниматься улучшением того, что хорошо получается. Это напоминает анекдот. Мужик приходит к сексологу и говорит: «Доктор, у меня не стоит». Доктор его осматривает, чешет затылок, и говорит: «Да, не стоит, но зато -- как красиво висит!».

Конечно, прокачивая то, что хорошо получается, можно набрать некую силу, которая позволит в дальнейшем преодолеть и то, что получается плохо. Но, знаете, не всегда. Человек может разработать себе великолепное дыхание, но дефекты тембра от этого, скорее всего, никуда не уйдут. Кроме того, совершенно непонятно, что нужно сделать для того, чтобы неудачи не притягивали внимание!

Ещё одно предложение по работе с помехами: телесные блоки и зажимы, страх выступления, страх ошибок, запреты на самовыражение, находятся в прямой зависимости от общей напряжённости человека; из этого следует, что при пении нужно расслабляться. С этим нельзя не согласиться.

Да, действительно, когда общая напряжённость велика, то частные напряжённости, например, связанные со страхами, тоже становятся сильнее. И, соответственно, когда человек в целом расслаблен, то и частные напряжённости, например, всякие зажимы в горле, могут стать слабее. Обратите внимание, какое звучание появляется, если попарился в бане, сделали хороший массаж. Голос сам собой становится более объемным и глубоким.

Но вот вопрос -- а как расслабиться в обстоятельствах, когда ты сильно напряжён, например, перед предстоящим выступлением или экзаменом? Как это сделать быстро и, что самое главное, сохранить это состояние на достаточно длительное время? В идеале, конечно, навсегда, на всю жизнь.

Найти внятные ответы на эти, и подобные им, вопросы очень тяжело. Я даже не рассматриваю предложения вроде следующего: «Вот вы боитесь петь перед людьми на сцене, так вы увидьте, что бояться нечего! Вы же умеете петь, а люди вас не съедят. Поэтому просто возьмите и отбросьте этот страх!»

По этому поводу вспоминается ещё один анекдот. «Надысь, якие-то гады, бабке Палаге бумеранг в огород забросили. Дак она зае...лась его выбрасывать!!» С отбрасыванием страхов и прочих неполезных напряжений и состояний, дела обычно так и обстоят: ты его отбрасываешь, а оно обратно, как бумеранг...

После всех этих печальных наблюдений возникает вопрос: а что же делать-то?? Есть телесные, душевные, даже умственные состояния, которые очевидно препятствует пению. Либо в целом, либо в каких-то частях, из которых оно складывается: работа голосовых связок, дыхание, резонирование, интонирование. Выразительность, в конце концов. Есть помехи. Как от них избавиться?

Купить книгу можно здесь.