- Если все устраивает, то незачем. Но вот если в твоей жизни что-то не так....
- Стоп! Я не про жизнь спрашиваю! Я про себя.
- Заметь - ты со всеми своими достоинствами и недостатками очень точно подходишь к своей теперешней жизни. А она - к тебе. Как две шестеренки. И это ты ее создал такой. Кажется что все случайно? Даже если это так, то выбор всякий раз делал ты. И делал его не случайно, а сообразно себе. Так что, если хочешь изменить свою жизнь - измени себя.
- А как?...
Дальнейшая история посвящена ответу на этот вопрос - как изменить себя.
1. Определите область, требующую изменений. Скорее всего, это будет то направление вашей жизни, которым вы меньше всего довольны. Менять себя сразу и целиком - дело практически невозможное, а попытки, предпринимаемые в этом направлении, исходно будут сомнительными. А порывы одним махом очистить свое сознание от всевозможной ерунды и болячек, копившихся десятилетиями, скорее всего, закончатся в клинике.
Поэтому не революция, а эволюция. Пошагово. Начиная с областей, которые сейчас требуют внимания. Продумывая каждый шаг, видя ключевые действия и подходы к ним.
2. Определитесь с тем, какие именно изменения в выбранной области необходимы. Иначе говоря - что именно нужно менять. Существенно то, что ответы на вопрос - «что менять?», - могут иметь несколько уровней.
Первый уровень - «организационный».
Изменение внешних обстоятельств/данных. Например - сменить работу, партнера, получить навык. Мы все неплохо умеем это делать, в таких изменениях ничего хитрого нет. Но и в них есть место для искусства - умение найти очень точный и/или совершенно неочевидный и выигрышный ход. Хотя в полной мере называть все это изменениями себя - нельзя.
Второй уровень - «обусловленности»
Мы делаем/не делаем что-либо (в широком смысле этого слова) потому, что определенным образом относимся к тем или иным вещам. И в значительной мере это наше отношение обусловлено. В частности - мнениями разных, иногда не очень умных, людей, которые мы восприняли как истину. Разного рода воздействиями на наше сознание, например, произведенные коммерческой или политической рекламой. Или собственным не очень удачным опытом, который был принят за единственно возможный. А еще очевидными в обществе представлениями о том, «как положено», «как принято». Притом, что задаться вопросом - кто, когда и зачем положил? - как-то не привелось.
И этот слой - поле для действительной, хоть и не самой глубокой работы по изменению себя. Она требует некоторых специальных знаний и опыта. В частности потому, что очень мало обусловленностей исчезает от их простого осознавания. Более того, даже осознавание причин появления обусловленности далеко не всегда приводит к освобождению от нее. Для решения этих задач я предпочитаю применять Естественную Само-Психотерапию.
Но, по большому счету, ничего сложного в такой работе нет. А главная трудность заключена в самой необходимости усомниться. Прийти к пониманию того, что твоя обусловленность не есть нечто истинное... Существенно то, что изменения на этом уровне помогают решить значительное число тактических задач и сильно облегчить жизнь
Третий уровень - «бытийный»
О нем есть смысл говорить в том случае, когда стало ясно - работа с обусловленностями займет время, но не принесет большой пользы. Нужно становиться другим человеком и начинать другую жизнь. Что значит «становиться другим человеком»? А главное - как?
Для ответа на этот вопрос требуется понимание того, что есть «я». С точки зрения возможности изменений, разумеется. :)
Взяв этот вопрос в качестве отправного, можно сказать, что «я» это:
1. Душевные стремления. Это то, из чего рождаются желания, цели и прочие «хочу».
2. Некоторые исходные способности. Например - создавать, использовать и хранить образы вещей и действий, применять их как опоры при осуществлении стремлений.
3. Возникшие в следствии этой деятельности образы Мира (Природы и Общества) и Образ Себя.
4. Собрание образов действий для осуществления своих стремлений.
Если обобщить, то человек - это стремления и родившееся на их силе множество образов. Поясню на очень простом частном примере, как связаны стремления и образы.
Представьте, что вы никогда не ездили на велосипеде и не умеете этого делать, но у вас возникло неудержимое желание совершить велосипедное путешествие. И вы сначала - учитесь ездить. Что означает - нарабатываете и увязываете друг с другом новые образы действий. Получая то, что в дальнейшем вы будете ощущать как умение ездить. И оно станет опорой, которая позволит вам осуществить свое стремление.
В упомянутом множестве образов есть несколько областей, которые могут стать предметом работы по изменению себя.
1. Образ Мира-природы и Мира-общества.
2. Образ себя.
3. Личность - собрание сложных образов правильного поведения в обществе. Правильного - это ведущего к достижению желаемого таким путем, чтобы цель была достигнута, а ты не пострадал.
Что и как можно изменять? (Уточняю - далее речь идет о вещах, которые обычно не осознаются.)
Стремления. Свои стремления особо не изменишь, они такие, какие есть. Но их можно очищать от чужого и искажений, возникших в следствии болезненных переживаний. Кроме того, свои стремления можно осознавать. И это великое дело. Потому, что осознанное стремление подобно чистому и сильному роднику. А не осознанное - болотцу, возникшему вокруг заросшего источника. Это умение является предметом целеустроения.
Образ Мира. Скорее всего, ваш Образ мира вполне хорош - по крайней мере, с его помощью вы успешно живете. Исключение могут составить отдельные странные и часто не очень здоровые представления об обществе.
Образ Себя. С одной стороны - он вполне рабочий. Так же, как и Образ Мира. С другой - он часто имеет чужие, больные и прочие неполезные включения. Которые лучше всего обнаружить и убрать. С третей стороны, в Образе Себя могут отсутствовать очень важные, сущностные свойства человека. И это делает его ущербным.
Личность. С точки зрения решаемой задачи - изменения себя, надо отметить одно важное свойство личности. Являясь, по сути, инструментом взаимодействия с людьми, личность всегда соответствует человеку в его прошлом состоянии. Разумеется, большая часть личности приводится в соответствие с текущим моментом. Но многое, в силу разных причин, остается неизменным, несмотря на свою явную неполезность. По этой причине многие вполне взрослые люди при взаимодействии с окружающими пытаются пользоваться средствами, которые были хороши в детском или подростковом возрасте. Например, пытаются управлять обижаясь или делая виноватыми. И занимаются этим не смотря на то, что желаемого результата не получают. Соответственно, личность - это то, что в первую очередь требует осознания и изменения.
Каким образом может быть проделана вся эта работа? За всю свою историю человечество придумало всего один действенный инструмент, позволяющий целостно решить эту задачу. Он называется Посвящение (или Инициация, если вам больше нравится латынь :))
Алексей Коляда.