Начало главы ЗДЕСЬ.
Что с этим делать? (напомним, в предыдущей главе речь шла о ненависти, появляющейся во время ссор, и работе с ней)
Интерес игры состоит в том, что делать приходится, находясь внутри ссоры. Это сложно, поскольку ссора - дело захватывающее. Но возможно.
1. Для начала вам понадобится научиться отслеживать в себе желание сделать больно другому. Не важно, каким способом: словами или действием. При этом не имеет значения, когда это желание появилось. У многих ссора вообще начинается с желания причинить боль.
Я понимаю, что это может быть очень трудно. Ухватить за шиворот свою рвущуюся в бой Личность - сравнимо с растаскиванием люто дерущихся собак. Но если человек по большому счету вам дорог, и надоело то, что «получается как всегда» - оно того стоит!
2. Выйти из пространства, в котором происходит ссора. Физически. Уйти в соседнее помещение, на улицу, и т.д. Кратко объяснив свои действия другой стороне.
3. Договориться с собой о не разрушительности для себя и окружающего. Перестать сдерживаться, и воплотить свое желание «поубивать» в любом уместном физическом действии: беге, отжимании, подтягиваниях, передвигании тяжестей и .т.п. (Не стоит использовать для этого опасные предметы, например, я бы не советовал рубить дрова. Топор и так вещь опасная, а во время сильного переживания - втройне.) Действовать до смены состояния. Настоящей и глубокой. Очень хорошо, если возникнет желание плакать, его тоже не надо сдерживать.
4. Успокоившись, рассмотреть ссору по описанной ранее методике, понять другого человека.
5. Рассказать ему о появившемся у вас понимании и объяснить себя.
На этом ссора, как правило, закрывается.
6. Самое интересное. Исследуете себя на предмет переживаний, разворошенных ссорой, и очищаетесь от них. Желательно делать это «по горячим следам», не откладывая. Это проверено - опишешь переживание, и решишь, что займешься им позже, а позже - войти в него уже не получается - «легло на дно»...
Жалость к себе.
Для того чтобы говорить о жалости к себе, стоит для начала понять, что такое жалость вообще. Думаю, что это очевидно. Сразу скажу, что вопрос, связанный с жалостью, в том числе и к себе, очень не прост. Главным образом из-за предвзятого отношения к нему. Причина этой предвзятости понятна - большинство проявлений жалости к себе - не полезны. Но для того, чтобы говорить о том, как избавляться от неполезных проявлений этого чувства, его сперва надо ПОНЯТЬ.
Заметьте, избавляться стоит не от ЧУВСТВА, а от определенных его ПРОЯВЛЕНИЙ. Избавиться от чувства, то есть определенного душевного движения, можно только «отморозившись» или, может быть, просветлившись. По причине того, что оно - естественно. Чувства, душевные движения - естественны. Они возникают при определенных обстоятельствах так же естественно, как при других обстоятельствах возникает физическое желание справить нужду.
Если в человеке не возникают эти душевные движения - это означает одно из двух - или он просветлен, или не совсем здоров. Может быть подростки, облившие бензином и поджегшие кошку - просветленные? Ведь жалости к кошке они точно не испытывают? Я не буду множить примеры подобной «отмороженности» - вы их сами знаете.
Я говорю так жестко потому, что меня задолбали писания всяких мудрецов, вещающих о том, что жалость - чувство, недостойное всякого продвинутого человека и от нее нужно как можно скорее избавиться. Хочется пожелать этим мудрецам скорейшей встречи с такими вот «продвинутыми»...
Так что давайте исследовать - что такое жалость.
Это тем более необходимо, что временами общаюсь с людьми, почему-то вкладывающими в это понятие содержания, не существующие в русском языке. Например, жалость = страдание по любому поводу. Поэтому сначала - русский язык.
Начнем с этимологии. Словарь Фасмера краток - слово это праславянское (значит, очень древнее), присутствует в виде родственных слов во многих европейских языках, от греческого до староанглийского, со значениями «колоть», «болеть, испытывать боль». В древнерусском языке звучит как «желя», что значит «скорбь, печаль». То есть - боль душевная.
Содержание понятия. Большая статья в словаре Даля. Широкое разнообразие значений. Вот основные:
Жалеть - болеть сердцем, печалиться о ком; - щадить, беречь, хранить.
Жалость - сострадание, соболезнование, сочувствие при чужой боли; - траур.
Здесь же - «Жальник» - кладбище; «Жальбище» - разоренное место, остатки побоища.
С другой стороны - «Жаловать» - любить, чтить, держать в милости; «Жалование» - действие того, кто жалует, дарит, награждает. И - плата за службу.
К этому перечню позволю себе добавить еще одно значение слова «жалость», обычное в русском языке XIX века. Жалеть - значит любить. В смысле - любить душой. А слово «любить» в те времена больше относилось к любви телесной.
Антонимы, то есть понятия, противоположные «жалости» - жестокость, жестокосердие, бездушие, ненависть.
Подведу некоторый итог. Прежде всего надо сказать, что жалость может иметь многообразные проявления. Они зависят от личных особенностей человека. Важно не путать саму жалость и то, как она проявляется. Жалость, как и многие другие чувства, может быть искренней и притворной, проявления жалости могут быть уместными и неуместными, и оттого унизительными или грубыми. А так же точными и не точными. Я не рассматриваю эту сторону вопроса. Но должен заметить, что порой уместное и точное проявление искренней жалости может выглядеть, как причинение человеку боли. С целью помочь. Например, вскрытие нарыва на теле, или может даже, в душе, если можно так сказать. Внешне это может выглядеть, как жестокость, а по существу - жалость в чистом виде.
В целом получается следующая картина. Жалость - это чувство, душевное движение. Оно сложное, в смысле, составное. Жалость возникает при встрече с болью другого существа. Происходить это может по двум причинам:
- Во-первых, опосредовано - через знание о том, что в наблюдаемом состоянии человеку должно быть больно. Знание это может быть вынесено из прямого личного опыта проживания подобных событий. А может и не опираться на прямой опыт. Разумеется, в этих случаях могут происходить ошибки - отношение людей к жизненным обстоятельствам очень различно. Одиночество, отсутствие\наличие семьи, физические трудности и многое другое могут быть для одних источником боли, а для других - радости. Люди различны, каждому - свое. Так что думайте, прежде чем начинать обливать слезами и утешать, например, свою одинокую знакомую. Уточните, чувствует ли она себя несчастной. ;)
- Во-вторых, жалость может возникать из прямого, непосредственного чувствования чужой боли. Это довольно обычная вещь - восприятие душой, своего рода, тонкое чутье.
В этой связи становится понятным родство слов «жалость» и «жало, жалить». Если вас ужалит оса, то, при отсутствии заметных телесных повреждений, будет сильно больно. Если вы почувствуете боль другого человека, произойдет нечто подобное. Вроде бы, ничего плохого с вами не случилось, а боль чувствуется. Можно сказать, душа сжимается, болит.
Это самое «болезненное сжатие» является второй составляющей частью жалости, как душевного движения. Оно вызывает третье, и последнее, душевное движение, имеющее обратную направленность - своего рода стремление расшириться. Если у вас получится заметить и рассмотреть его, скорее всего вы скажете, что это - ЛЮБОВЬ... Та самая, безусловная :) и требующая действий. Вот эти самые действия и являются проявлениями жалости, и обычно с ней смешиваются. Понятно, что это душевное движение, проходя сквозь фильтры образцов культуры и личной обусловленности, может сильно исказиться. Но в основе его - порыв Души.
Получается так, что Жалость, если видеть ее, как душевное движение, представляет собой чувствование чужой боли, болезненное сжатие и расширение с душевным теплом и любовью.
С «жалостью к себе» дела обстоят еще занятнее. Для начала, просто вдумайтесь в слова: «Я себя жалею». Кто этот «я» и какого «себя» он жалеет?
Алексей Коляда.