Начало главы ЗДЕСЬ.
Итак, которых «Я» я жалею?
1. Это - «я - Тело». Когда тело устало, каким-либо образом повреждено и оттого болит или даже болеет, возникает чувство жалости к себе. Вы много раз это видели у других и даже, может быть, у себя самого.
2. Это - «я - Личность». Уточню. Личность, по своей сути, это «тело» для жизни в Обществе. Точнее говоря, для достижения целей, связанных с обществом. Слово «тело» взято в кавычки в связи с тем, что это тело не вещественно. Личность состоит из образов, а не из вещества. Образы эти сложены в длинные цепочки. Примерно как компьютерные программы, которые сложены из командных строк.
Такие цепочки образов называются - образцами. Образцами Правильного Поведения. То есть такого поведения, которое должно привести вас к достижению ваших целей. Почему вы думаете, что должно? А потому, что вам так сказали когда-то. Или вы видели, что именно такое поведение приводит к цели. Более того, сами пробовали и иногда получалось. И мы внимательно, хоть и не осознавая сами того, следим за тем, чтобы образцы, составляющие личность, были наилучшими. Потому что проигрывать в гонке к целям не хочется. Правда, все равно зачастую проигрываем. Но это совсем другая история.
Уязвления Личности тоже вызывают боль. Вспомните, когда вас оклеветали или унизили, а вы не смогли ответить достойно, это было больно. А жалость к се6е - обязательно появлялась в числе прочих чувств.
3. «Я», о котором сейчас пойдет речь, гораздо тоньше и незаметнее, чем Тело и Личность. Тоньше - не значит слабее и незначительнее. Помните, что «тонкое правит грубым»? Самые простые и наглядные примеры событий, проявляющих это «я» - достаточно неприятны. Потому воспользуюсь примером более безобидным.
Вы смотрите фильм: прекрасно сделанный, красивый, с яркими сценами, искренне играющими актерами. Герои фильма живут, мечтают, движутся к своей мечте, преодолевая всевозможные трудности. И кажется, что вот уже все - преодолели, счастье рядом. А потом гибнут. Каким-нибудь страшным или нелепым образом.
Если фильм захватил (это отличительная черта хороших фильмов - захватывать), вы сопереживаете героям, то вас высадит в жалость к себе (хотя очень многие полагают, что им жалко героев), и финальные титры вы будете смотреть сквозь слезы.
Почему так? Что, в сущности, произошло с вами в конце фильма? И почему жалко себя? События, происходящие с героями, вы воспринимаете, как происходящие с вами. Это одна из задач киноискусства - сделать так, чтобы зритель отождествился с героем. И в вас живет Надежда. Надежда на то, что все будет преодолено, все получится и все будет хорошо. Совсем, как в нашей обычной жизни. Эта Надежда сопутствует нам. А потом Надежда гибнет вместе с героями фильма. И это больно. Болит - Душа (очевидно же, что не тело и не личность). Но что в нас разрушается, когда уходит Надежда?
У мазыков, на знания которых в передаче А.Андреева я опираюсь, существовало особое понятие - Тело Надежды. Считалось, что Тело Надежды - это, своего рода, защитная оболочка души, оно может убывать, и тогда человек испытывает душевную боль, горе, а может увеличиваться - тогда приходит радость.
Заметьте - когда вы получаете новые возможности, вы радуетесь. Похоже, что образы возможностей и составляют Тело Надежды. Естественны вопросы - возможностей чего? И - надежды на что?
На мой взгляд, и надежда и возможности относятся к одному: к решению задачи, ради которой душа пришла в этот мир. И, подозреваю, к желанию решить эту задачу легко! Разговор о задачах души, о Предназначении - отдельная история, требующая особых условий. В частности, допущения существования души, как части человека, живущей дольше, чем вещественное тело.
Тело Надежды - еще одно «я», с которым может быть связана жалость к себе. Я думаю, что и жалость к себе, как к Телу, или же как к Личности, в своей основе тоже связана с Телом Надежды. Эта связь проявляется в двойственном отношении к Телу и Личности. Ради решения большой душевной задачи человек легко жертвует своим телом или претерпевает уязвления личности. Но пока до решения еще далеко - их надо жалеть. В одном из смыслов этого слова: беречь, хранить, заботиться. Потому что их наличие дает возможность душе двигаться по жизни. С ними связана надежда.
Теперь мы можем перейти к прикладным вопросам.
1. Почему столь прискорбны проявления жалости к себе и что с этим делать?
2. Какую пользу можно извлечь из осознавания этого чувства в себе?
3. Как жалеть себя «правильно»? На этом месте не могу не привести пример употребления слова «жалость» из словаря Даля: «Жалок тот, кто не умеет пожалеть себя».
Алексей Коляда.