Я веду тренинг, на котором участницы учатся быть Хозяйками. Учатся тому, чему традиционно учили девочек около 7 лет, и что наши матери\бабушки не получили или забыли нам передать. Обучение идет просто, на примерах и специальных упражнениях, без освоения сложных систем и теорий.
Теорий достаточно и без нас. А зная основания, на которых они строятся, можно обойтись без них, либо понять существующие глубже, либо создать свою собственную, если имеющиеся не подходят, а хочется стройной системы.
Главное - взять основы ведения хозяйства, управления пространством. А они, между прочим - не в том, как и чем убирать дом, не в умении готовить, шить, сервировать стол и принимать гостей. И даже не в том, как удобно расположить мебель и вещи, хотя это уже ближе! Все перечисленное - может делать и помощница, которая в доме совсем не хозяйка...
Что же делает хозяйку - Хозяйкой?
Если совсем коротко - способность и возможность управлять доверенным ей пространством или делом, исходя из своих задач. И вот этому учат мало кого и мало где. А стоило бы начинать - с уроков труда в начальной школе... Причем, кстати, девочек и мальчиков - раздельно, потому что наиболее удобные и естественные способы управления у них - разные. И я тут пишу исключительно про наш, женский, пол.
Чтобы ощутить возможность - мне надо уметь определять границы своего пространства, в котором быть хозяйкой. Понимать свои права, и не бояться их, и связанной с ними ответственности. В частности, чувствовать свое право на ошибку. И уметь спокойно учиться на ошибках, не перегружаясь чувством вины.
А для способности видеть и отслеживать большое количество дел и вещей необходимо знание приемов оптимизации, упрощения наблюдения. Например, разные дела в одном и том же пространстве бывает удобнее видеть не как бесконечный список, а как отдельные потоки похожих или направленных на одну задачу действий, включающих в себя небольшие списки. И сплетать между собой эти потоки, как сплетают прядки волос в косичку...
Еще одно важное умение - распределять дела по силам, не браться за то, на чем может случиться надрыв, вовремя чередовать труд и отдых, и видеть других людей в своем пространстве - кому и что удобно будет передать для выполнения, показывать другому его интерес в деле, чтобы не заставлять, а договариваться.
И еще очень важное, чему всех девочек и женщин обычно приходится учить - не терять себя в пространстве дел, забот и переживаний! Потеряла себя - и не стало в пространстве хозяйки, начался Хаос... Ведь пока ты Хозяйка - ты ось того мира, в котором управляешь. И не нужны для этого какая-то немыслимая полнота власти или неусыпный контроль караульшика - это более мужское. Да и вообще - мы не боги и не всесильны. Вполне можно быть хозяйкой легко и с удовольствием, в тех рамках, на которые я способна.
К примеру, начать с собственного тела. В нем есть много не управляемых или очень ограниченно поддающихся управлению сознательным усилием процессов (дыхание, сердцебиение, обмен веществ, физиологические потребности и т.д.). Но много есть и того, чем можно управлять или через что влиять и опосредованно регулировать неуправляемое. Я могу управлять своим режимом сна и условиями для сна, режимом питания и тем, что ем, упражнять тело физическими нагрузками, лечить его, поддерживать в чистоте, насыщать его лаской и тактильными впечатлениями.
Причем, из хозяйской позиции, я буду делать это не бездумно следуя тому, как кто-то из близких велел\научил, или как написано в умной книжке (в этом случае я скорее исполнитель, чем хозяйка). А так, как чувствую или вижу, исходя из собственных наблюдений за телом и общения с ним. Понятно, что книги - это тоже хорошо, и советы близких бывают полезны. Разница в основаниях - использую ли я чужие знания для решения своих задач, или послушно принимаю чужие задачи и начинаю их выполнять, забыв себя.
И такой «хозяйский» подход возможен во всем. Именно эти «пробелы в воспитании» мы восполняем на нашей программе "Женский Путь, II Ступень. Хозяйка".
Ольга Коляда