За что я не люблю свой пол - 2. Будь Красивой Наивной Дурочкой.

Начало главы ЗДЕСЬ.

После домашнего воспитания «тыждевочкой», девочка идет в садик, а потом в школу. И там начинается следующий уровень испытаний.

Жить в семье я уже как-то худо-бедно приспособилась, теперь нужно научиться жить в сообществе, в котором (в отличие от семьи) я изначально никому особо не интересна и не любима. На психологическом уровне это похоже на что-то типа «резервации» - замкнутого пространства, где нужно выживать среди себе подобных, не нарушая правил, установленных «старшими» (то есть со старшими тоже приходится налаживать взаимодействие). И желательно научиться жить в этом сообществе, как минимум - не очень плохо (не быть «козлом отпущения» и предметом травли - уже неплохо), а как максимум - очень хорошо, так, как хочется (чтобы окружающие, будучи рядом, либо не мешали моей жизни, либо помогали). То есть - чтобы выжить в сообществе, нужно с теми, кто в нем есть и как-либо может мне помешать или помочь, выстроить отношения.

Причем, выстраивать приходится по трем разным уровням:

- с другими девочками;

- со взрослыми (учителя, воспитатели);

- с мальчиками.

И тут встречаешься с первым открытием - в этом сообществе ценности не такие, как были в семье! Особенно для выстраивания отношений со сверстниками. А еще открытие - это возмутительное неравенство положения!

Всеобщее признание, если ты девочка, в первую очередь завоевывается - внешностью. Если ты - Очень_Красивая - все, травля автоматически исключена, взрослые и мальчики изначально снисходительнее, девочки хоть могут и не любить - все равно завидуют и чувствуют себя уязвимыми с тобой рядом. А если при этом и характер не совсем стервозный - все, при минимуме усилий ты - всеобщая любимица и получаешь все, что хочешь. Повезло. Если, конечно, с возрастом внешние данные не ухудшатся...

Если ослепительной красоты не наблюдается, положение может спасти природное обаяние, любовь к общению, непосредственность, артистизм. Девочка_Приятная _во _всех_Отношениях. Если все эти качества присутствуют, то при приложении несколько больших усилий, чем для «Красавицы», все же можно достичь равного с ней положения, либо оказаться к нему очень близко. Но только если присутствуют все перечисленные качества вместе (ну, может быть, артистизм не обязателен)...

Надо ли говорить, что большинство девочек в эти две «избранные» категории не попадают? Я была как раз из тех, кто «не попал»... Если не умеешь или не хочешь тратить силы на то, чтоб всем нравиться, не любишь много улыбаться, если противно проявлять слабость перед мальчиками (тем более, что ее и нет еще, этой слабости, в том возрасте) и нет желания быть все время скромной со взрослыми - хорошего положения в садовско-школьном сообществе не достичь... Остается только бороться за то, чтоб не быть «крайней».

Из таких «общественных ценностей», в ходе борьбы за психологическое выживание, у девочки постепенно складывается знание - для жизни в обществе имеет значение только твоя внешность, обаяние, приветливость, общительность, умение показать себя с мальчиками слабой, со взрослыми скромной. Все остальное - НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ! Ум, сила, выносливость, душевная тонкость, чувствительность, понятливость, доброта, проницательность, внимательность и масса всего другого - не важны. Если ты девочка.

У мальчиков - иначе. Можно «брать» красотой и обаянием, а можно силой и умом, а можно внимательностью и хитростью. А можно еще какими-то талантами. Им - можно... А мне - нет. Потому что - девочка. Вот ведь не повезло!...

Примерно такое мнение, в разной степени осознаваемое, обычно выносит из своей «общественной жизни» девочка годам к 10-12. И поскольку мнение это наполнено неприятными переживаниями, личным печальным опытом, оно остается и дальше, вместо того, чтобы сменяться следующими осознаваниями, приходящими позже. Нас же никто не учит искусству общения, никто не объясняет смысла установленных правил, не показывают, как можно действовать, если ты, например, интроверт, как успешно защитить себя от нападок ровесников и ровесниц...

А если бы учили, если бы объясняли - ощущения несправедливости бы не было! Было бы понятно, что девочкам дана от природы большая склонность к выстраиванию отношений, отношения для них самих очень-очень важны, и если там все плохо, то действительно все другие области не имеют значения... Что вся эта учеба нужна и важна мне для самой себя, чтобы мне же среди людей потом легче жилось. Если, конечно, это учеба, а не битва за жизнь, как иногда получается без нужных знаний и поддержки взрослых. Объяснили бы, что потом, когда я научусь общаться так, чтобы и мне было удобно, и другим - все прочие мои качества снова станут важны! Особенно, на этапе выбора пути и партнера для создания семьи (если семья входит в образ пути).

Но об этом - отдельный рассказ. Тем более, что до взрослости бедную девочку еще ждет самое страшное испытание - подростковый образ «Взрослых Отношений» с противоположным полом...

Продолжение ЗДЕСЬ.

Ольга Коляда.