Чужие цели

Первое, и, пожалуй, самое главное условие для работы с чужими целями - это приятие самой возможности их существования. Понимание того, что желаемое мной на самом деле желается кем-то еще... Это подвиг в деле самоосознавания!  Почти так же, как понимание того факта, что если мысль крутится в моей голове, это совершенно не означает того, что это моя мысль! Голова моя, а мысль может быть и чужой. Так же обстоит дело и с целями.

Неполезность чужих целей очевидна. Если вы тратите свои силы и свою жизнь на достижение чужих целей, то, скорее всего, вашей жизни и сил не хватит на какие-то свои цели. И чем больше места занимают чужие, тем меньше остается для своих собственных. Так что думайте...

Для освобождения от чужих целей желательно знать, откуда они, и как появляются в нашем сознании. Тогда станет ясно, почему они там закрепились, став «как бы своими». И можно будет от них освободиться, не тратя время и силы на их достижение.

А для этого надо понимать, как устроены цели вообще.  

Цели (если их рассматривать в самом общем виде) имеют следующий вид:

1) образ цели или образ желаемого. Вы ведь представляете, хотя бы приблизительно,  чего именно хотите достичь, когда говорите "у меня есть цель"? 

2) образ достижения желаемого. Если желание есть, а как его достигать - непонятно, нет образа, то это не цель, а пока лишь мечта о желаемом. А о мечтах надо говорить отдельно:)

3) любая текущая цель является ступенью, средством для достижения цели более высокого порядка, которая, как правило, не осознается.

Это не полное, но достаточное для моих задач описание. Опираясь на него, можно рассматривать появление чужих целей.

Как это бывает:

1. Чужой образ цели. Принимается обычно ради достижения своей цели более высокого порядка в условиях определенного сообщества. В условиях сообщества - означает - с учетом ценностей этого сообщества, и целей людей, имеющих в этом сообществе вес. 

 Простой и, надеюсь, не очень болезненный пример. Цель высокого порядка - любовь и внимание. Сообщество - семья. Значимый человек, мама, хочет гордиться успехами ребенка в учебе (на хрена ей это сдалось, но это особый вопрос к мамам). Следовательно, если хочешь любви - приноси пятерки из школы! Цель хорошо учиться - чужая. Это, разумеется, не означает того, что хорошая учеба - ВСЕГДА чужая цель и потому зло :) Но порой бывает :)

2. Чужой образ достижения. Принимается вследствие недостаточного знания об устройстве мира и возможных способах жизни в нем. Что, впрочем, обычно для детского возраста. Потому, как единственно возможные, принимаются представления взрослых. Но то, что эти взрослые говорят, может быть, мягко говоря, неточным!

Пример. Ребенку нравится и хочется петь и у него это действительно хорошо получается. Ему говорят - если ты хочешь петь по-настоящему, то тебе нужно в музыкальную школу (в которой, кстати, нет специальности «пение»!), потом в училище, где эта специальность есть, потом в консерваторию.  Ребенку петь хочется, а не совершать весь этот путь! Я, конечно, понимаю,  что для кого-то его нужно пройти. А для кого-то он не нужен. Но ребенок верит авторитету родителей, и идет в музыкальную школу, потому что иначе нет пути к пению (что на самом деле не правда).

Для полноты картины надо сказать, что бывают цели полностью чужие.  А также то, что перечисленные способы их возникновения - не единственные. Но полный разбор всех источников чужих целей займет слишком много места.

Самый интересный вопрос - ЧТО ДЕЛАТЬ?

Первое и важное - понять, что избранная вами цель - чужая. Обычно это делается при помощи вопросов: "а я ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЭТОГО хочу?" и "а этого Я хочу или кто-то еще?"

Следующий вопрос относится к чужому образу достижения: "откуда я знаю, что этого можно достичь ТОЛЬКО ТАК?" Если хотите не вы, а кто-то другой, и то, что можно достичь только так, рассказала мама в детстве - цель определенно чужая! При некотором навыке слушания себя (кстати, он отлично развивается освоением естественной само-психотерапии (ЕСП)!), вы сможете достаточно легко распознавать чужие цели.

Итак, цель определена как чужая. Что дальше?

Если по-хорошему, то применять ЕСП. Но если вы ей не владеете, а чужие цели одолевают, можно поступить так. Попробуйте осознать себя в обстоятельствах, когда чужие образы цели и/или достижения были приняты как свои. Как это сделать? Вспомните пришедшие к вам ответы на вопросы, которыми вы задавались, выясняя чужая ли это цель. В них почти всегда есть образ обстоятельств, в которых вы приняли чужую цель как свою. Удержите себя в этом воспоминании, и на осознавании того, что цель чужая и вам не нужна, она уйдет.

Это работает в простых случаях.  Если цель не ушла, значит, случай сложный и требует особого подхода, который осваивается на курсе "Искусство Управляемых Перемен".

Алексей Коляда