Сначала я хотел говорить об обидах заодно с хвостами. Тем более, что мелкие обидки составляют изрядную долю наших коллекций хвостов. Однако, и сами обиды, и их переживания - тема, требующая особого разговора. В частности потому, что они - главные губители отношений. Любых. Даже родственных.
К сожалению, с освобождением от обид, дела, по моим наблюдениям, обстоят просто прискорбно.
В последнее время, видимо, с подачи людей, занимающихся всякими американскими тренингами, стала модной «телега» о том, что обижаться - это не продвинуто и вообще нехорошо. Поэтому обижаться нельзя. Как это «нельзя» осуществить? Просто не обращать внимания. Или сдерживаться. А если не получается - то объяснить себе, что повод для обиды неразумный, и немедленно простить.
Все это замечательно, но от того, что я таким вот образом прощаю обидчика, моя боль, боль от обиды, никуда не девается. По той причине, что прощаю я «головой», из разума, а болит от обиды - душа.
А что касается сдерживания чувств... Чаще всего это напоминает надувание воздушного шарика. Рано или поздно - лопнет. И тогда мало никому не покажется. В первую очередь - самому обладателю подавленных обид. Потому что, будучи подавляемы и накапливаясь, они часто проявляют себя в виде всяческих нехороших болезней.
Поэтому, на мой взгляд, люди, которые «ни на кого не обижаются» - либо уже просветлились, либо от них надо держаться подальше. Что касается прощений, то да, конечно, прощать - дело хорошее, даже необходимое. Только для настоящего, искреннего прощения нужно еще дойти, прийти к нему, поработав с собой. А не просто - решить простить, послушав призывы к прощению, зачитываемые под медитативную музыку.
Что такое обида?
Это душевное движение, возникающее во время встречи с несправедливостью. Само по себе это душевное движение настолько просто и коротко, что большинство людей его просто не замечают. Не хватает навыка самоосознавания. Зато очень хорошо заметно то, что приходит вслед за обидой. Это гремучая смесь из переживаний жалости к себе, ненависти, злости и всяких прочих страданий. Обычно эту смесь и считают обидой. Это неточное понимание сильно мешает освобождаться от переживаний, связанных с обидами.
Для того, чтобы разобраться с обидами, необходимо понять, что такое «справедливость».
Справедливость - понятие сложное. По крайней мере - для понимания. Современные словари внятного определения не дают. При этом, одни из них считают справедливость «важнейшей философской категорией». Другие утверждают, что она у каждого своя, и поэтому ее как бы и нет вовсе.
Последнее утверждение очень важно: СПРАВЕДЛИВОСТЬ - ЯВЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА! Ее нет в том, что принято называть «объективной реальностью», в физическом мире, в мире общества! Но она есть в каждом из нас. И это явление исключительной силы. Смею утверждать, что достижение справедливости, это причина всех войн, которые ведет человечество - начиная от сражений за угол в песочнице и битв «на кухне», заканчивая локальными и мировыми общественными и военными конфликтами. Разумеется - это достижение СВОЕЙ справедливости.
Полное исследование Справедливости, как явления нашего сознания, задача, далеко выходящая за рамки этой статьи. Потому ограничусь пока только самым общим рассмотрением этого явления.
В словарях «справедливость» описывается, как понятие о «должном, содержащем в себе требование соответствия деяния и воздаяния», либо «соответствие человеческих отношений нормам и требованиям». Если попытаться понять сказанное, то можно заметить, что оно согласуется с устройством самого слова: с-пра-ведливость. То есть, «с веданием прав», правды, закона. В старорусском языке закон так и назывался - «правда». Если сказать проще, то «справедливо» - это когда в соответствии с законами.
Вопрос: с какими законами?
Явно, это не законы природы. Нарушение законов природы, например, хождение по воде, воспринимается, как чудо, а не как несправедливость. А вот если человек, нарушив закон, по которому ему следует сидеть в тюрьме, гуляет на свободе, то это явная несправедливость. По крайней мере, для пострадавших от нарушения этого закона. Или если договорились, что всем будет поровну, а вышло совсем наоборот, то это тоже несправедливо. То есть, справедливость связана с законами, действующими в обществе. Законы общества, в сущности, являются договорами. И когда происходит нарушение закона касающимся нас образом, или просто какой-нибудь договоренности, то это видится, как несправедливость, и ощущается в душе, как обида.
Что такое договор?
Современные словари предлагают прекрасное в своей юридичности определение - «договор - соглашение двух и более сторон о взаимных правах и обязанностях». Это понятно - и договора, и законы есть предмет юриспруденции.
Но когда я, задавшись вопросом, что такое договор, смотрю в себя, то я вижу очень интересную вещь. Договор - это образ, который связывает мое желание - с желанием другого или других. В этом образе, как причина и следствие («если» и «то»), связаны действия, которые мы должны совершить, чтобы наши желания осуществились.
Например. Я хочу, чтобы ты помыл посуду. А ты любишь конфеты. И мы договариваемся: ЕСЛИ ты помоешь посуду, ТО я ДОЛЖЕН буду дать тебе конфету.
Я выделил ЕСЛИ..., ТО..., как слова, обозначающие в русском языке причинно-следственную связь. ДОЛЖЕН выделено, как слово, обозначающее наличие договора - человек может быть должен только по договору!
Создание договора - особое действие, которое я не рассматриваю. Важно одно - договор должен одинаково пониматься всеми его участниками. Потому что иначе может быть несправедливо.
Например. Договор «если ты помоешь посуду, то я дам тебе конфету» может быть понят так: «если я дам тебе конфету, ты будешь мыть посуду всегда». А другой может понять, что теперь всякое мытье посуды будет вознаграждаться конфетой.
Юристы, конечно, не зря едят свой хлеб. Умение точно договариваться - это великое искусство. Но овладевать им стоит. Это уменьшает количество непониманий и обид в отношениях.
Если присмотреться, то становится видно, что наша жизнь пронизана договорами. В каждом своем шаге, предполагающем взаимодействие с другими людьми, мы опираемся на огромное количество договоров.
Сомневаетесь? А представьте - вы обращаетесь к незнакомому человеку, а он не обращает на вас никакого внимания. Неприятно? Скорее всего, да. А почему неприятно? Так он ДОЛЖЕН был ответить! Вот простой пример одного из таких «невидимых» договоров.
Что существенно, договора находятся в нашем сознании. Откуда они там берутся?
1. Осознанно, путем договаривания, то есть совместного создания договора с другим - «гласные договора».
2. Складываются стихийно, без совместного договора, подразумеваются, но, как правило, не осознаются - «негласные договора».
3. Представляют собой пункты 1 и 2, вынесенные из предшествующих отношений (начиная от отношений с родителями) - «скрытые (неосознаваемые) договора».
4. Вынесены из наблюдений, происходивших в течении всей предшествующей жизни (а особенно в детстве и в подростковом возрасте), из наблюдений за разными сообществами - семья, дворовая компания, класс, и т.д. - неосознаваемые «договора культуры». Вроде следующего: мир устроен так, что по пятницам все взрослые напиваются. Как ни странно - это тоже своего рода договор.
Получается своего рода «слоеный пирог» из договоров. Основанием же этого «пирога» является знание о том, что с человеком можно договориться. И вера в то, что он будет следовать договору. Это знание, на мой взгляд, обладает исключительной силой. Откуда оно берется - вопрос отдельный. Важно то, что мы постоянно опираемся на возможность договориться во всех взаимодействиях с людьми. И стараемся прекратить общаться с людьми, не выполняющими договора.
Говоря иными словами - возможность договариваться является важнейшей жизненной опорой. Я использую ее (пусть и сам того не осознавая) для каждого, даже самого незначительного шага через общество. Поэтому возможность решить самые большие жизненные задачи, связанные с обществом всегда опирается на договора и возможность договариваться.
Алексей Коляда.
Отрывок из книги "Отношения и Переживания" (рабочее название)